|
* ГЛАВА 9. ИГРЫ ПАТРИОТОВ.(1993 г.)
В апреле из Боснии в Россию вернулся также и Игорь. Вскоре ему,
ветерану двух войн, предстоял призыв на срочную службу в Вооруженные силы
России.
Два парня, которых война разлучила в Вишеграде зимой, увиделись три
месяца спустя в Москве, в одном из евроотремонтированных зданий в центре
Москвы. Здесь в мае состоялся разговор, в котором участвовали Ас и
Монархист, с одной стороны, и некий фрондирующий генерал, с другой.
Добровольцев сюда привел поиск путей, средств для решения балканской войны.
Но они натолкнулись на глухое непонимание. Генерал искал боевиков для
решения своих проблем.
- А где выход из этой комнаты?
- Мы пойдем до конца...
- Ну тогда извини, нам не по пути... - Умирать за чьи-то политические
амбиции желания не было. Это так, в качестве притчи. О том, что большие
вожди будут толкать простых людей в мясорубку под лозунгами, маскируя
патриотическми лозунгами свое желание придти к власти.
Позже, в конце 1993 года Ас собирает с помощью одного сибирского
казака-ветерана группу для поездки в Боснию. Война идет, и нам там место! Но
ребята, собравшиеся было в Боснию, заранее почуствовали себя героями и
растрепались по пьяни о своей поездке. Так бывает всегда - десяток людей
кричит и бьет себя в грудь, и никто не едет. Родители узнали и, впадая в
истерику или тихий ужас, начали обзванивать милицию и прочие "органы". Все
быстро закончилось тем, что эфэсбэшник предупредил Аса: "Ты - душа пропащая,
сам делай что хочешь, но других оставь, забудь, с тобой никто не поедет."
Попытки создания в Боснии устойчивых формирований на базе
национал-патриотических партий создать не удалось. Те предпочитали получать
дивиденды во внутриполитичекой борьбе. Деятельность правых в Боснии носила
прежде всего рекламный характер, что и обрекло их на неудачу. Фактически
лишь Юрий Беляев отправил несколько десятков добровольцев, за что и получил
от сербов медаль. Но он выступал в роли "куратора", собственно же "боевиков"
из Народно-социальной партии воевало совсем немного, слухи об их участии
сильно преувеличены. (*06 декабря 1994 в Петербурге на Юрия Беляева было
совершено покушение. Получив пять пуль из АПС, он выжил благодаря охране и
бронежилету. Сообщение газеты "КоммерсантЪ" от 31-го марта 1995-го о его
смерти несколько преувеличено, но двое его телохранителей, один из которых
ранее воевал в Боснии в составе "Дружины", действительно погибли.)
"РУССКАЯ СОТНЯ" В ЗВОРНИКЕ.
Одну из попыток отправки добровольцев предпринял соратник и "заклятый
друг" Юрия Беляева - Николай Лысенко. Тот самый, кто, на момент написания
книги, сидел в тюрьме. И сделал он это вместе с "Новой Византией",
национал-интеллектуальной организацией сербской диаспоры.
Я напомню, что Восточно-Римская Империя, она же Византия, колыбель
православной цивилизации, ослабленная крестоносцами, пала под ударами турок
в XV веке. Одним ее наследником стала Восточнославянская Империя, и не зря
Москва носит имя Третьего Рима. Другими же потомками-наследниками той
империи стали сербы.
"Новая Византия" мечтала о возрождении сильной, оппонирующей Западу
цивилизации. И вот неовизантийцы, обладая кой-какими средствами, решили
создать под своей эгидой интернациональную боевую единицу. А Николай Лысенко
решил в том деле помочь братьям-сербам. В тот момент штаб-квартира
организации находилась в Софии в отеле "Македония" на одноименном бульваре.
В июле 1993 года в восточно-боснийском городе Зворник, стоящем на
берегу Дрины, была создана русская Зворникская сотня, она же - 120-я
легкопехотная рота. Располагалась она в монастыре Святого Саввы. Эмиссар
"Русского Национального Легиона" (РНЛ) решал вопросы переброски людей, и
вскоре из Питера и Москвы в Софию вылетел двадцать один наш боец, в том
числе шесть членов РНЛ. От Софии до места назначения они добирались на
рейсовых автобусах.
Вскоре в сотне было уже девяносто семь бойцов. Кроме русских
добровольцев, под знамена отряда встали два венгра (из самой Венгрии), три
немца-"осси", и даже славянин-поморянин из племени кашубов, живший в
Восточной Германия. Самой колоритной фигурой в роте стал казак Нагорный,
внук белого казака, бежавшего в Сербию в 1920-м из Крыма. Русские считали
его русским, а сербы - сербом. В роте были также хорваты и турки.
Роту разбили на три взвода. Первый состоял из восемнадцати бойцов,
преимущественно русских; самый многочисленный второй взвод состоял в
основном из местных жителей; третий же был "взводом оружия", то есть,
огневой поддержки. Первым взводом командовал старший лейтенант Хренов, из
бывшей нашей Западной Группы Войск. Это - парень лет двадцати семи, родом из
Подмосковья. Под его началом была и пара старших офицеров. Роте дали чешский
БТР "Топаз"и старый танк Т-34-85. Экипаж танка подобрался веселый - три
местных турка и русский, тоже служивший ранее в ЗГВ. Вскоре на башне
"тридцатьчетверки" гордо красовалась белая надпись, имя танка, "Ататюрк".
Во главе роты встал Иосиф Добренович, хорват - человек очень достойный,
у которого с русскими сложились добрые отношения.
Бойцы роты получили югославские автоматы. Были и другие стрелковые
системы. Все русские получили подъемные в сумме около ста немецких марок на
человека. Эти деньги тут же были потрачены на приобретение необходимой
экипировки, которой их не обеспечили.
Сотня участвовала в позиционных, вялых боевых действиях к югу от
Зворника - у Брложника и Жепы-Планины. Противник им также противостоял
неоднородный. В восточно-боснийском мусульманском анклаве Жепа, кроме
местных мусульман, а также выходцев из Бихача и санджакли, была вроде и
группа босняков-мусульман из Канады.
Кто знает, что вышло бы из этой маленькой неовизантийской армии,
сформируйся она в горячее время на активном участке фронта. Бои быстро
отсеивают всякую шелуху и закаляют воинов. Активных боевых действий в этот
период на Дрине не было, и поэтому справедливо возникает вопрос: Зачем было
организовывать единицу на тихом участке? Ведь в это же время шли жестокие
бои под Сараево, на Игмане. И роту туда не перебрасывали.
Дисциплина в сотне держалась на уважении к Добреновичу. Но вскоре он
был ранен, и командование перешло к начштаба Некличу. А вот с ним отношения
у русских не сложились, и к 20-м числам августа русская единица распалась,
добровольцы разъехались. Жаль, идея была хорошая. За этот период под
Зворником погибло два добровольца.
"Новая Византия", тем не менее, о себе заявила. Николай Лысенко был
здесь как бы и не при чем. Впрочем, он оказался как бы не причастен и к
участию "легионеров" в событиях у Белого Дома.
Наша пресса много говорила, да все не по делу, об участии "баркашевцев"
- боевиков "Русского Национального Единства" (РНЕ) в боевых действиях в
Югославии.
Слухи эти сильно преувеличены. Вообще Баркашев - фигура раздутая, хоть
и очень умело. Его грозный имидж создавался для того, чтобы напугать
обывателя - как отечественного, так и западного. Чтобы альтернатива была
попривлекательнее. Организованно боевики РНЕ в войне не участвовали. Мне
известны несколько случаев самостоятельной поездки "баркашевцев" в Боснию, к
чему руководство РНЕ отнеслось крайне отрицательно. Их начальство было
против каких-либо дальних авантюр, полностью сосредоточившись на политике
внутренней. Также был раздут инциндент с так называемым "легионом Вервольф",
чей руководитель якобы участвовал в боевых действиях на стороне хорватов, -
и это не более, чем миф, созданный нашей прессой.
Русский Национальный Собор, обладая немалыми средствами, не смог
послать своих боевиков в Боснию, ограничившись лишь посылкой
разведчика-наблюдателя.
Эпизодически муссируются слухи об участи боевиков УНА-УНСО в боевых
действиях на стороне хорватов. Я наткнулся на забавный, и в то же время
прискорбный случай. В ноябре 1994 года где-то под городом Титов-Двар человек
группа боевиков УНА-УНСО сражалась на стороне сербов. Еще несколько бойцов
было рядом - но по другую сторону фронта, на стороне хорватов. Руководство
решило использовать Боснию как "тренажер" для приобретения боевого опыта.
Приехали они сюда вместе, а потом разделились и выбрали противников согласно
политическим симпатиям. Для одних сербы были православными братьями, для
других - союзниками ненавистных русских. (*Вся эта история напоминает
следующий анекдот. Классическая ситуация. "Запорожец" сминает зад
"Мерседесу". Из иномарки вылезают пятеро братков и говорят неудачливому
водиле - бедно одетому инженеру: "Денег у тебя, ясно, нет. Так что мы тебя
будем бить." - "Но так нечестно, - возражает тот, - вас пятеро, а я один".
Да, не понятиям. Братки совещаются, один из них говорит: "Да, мы тут тему
перетерли и решили. Вован и Колян будут за тебя. Чтоб все по-честному.")
Октябрь 1993 раскидал ветеранов Боснийских войны. Кто-то оказался в
сторне от кровавых событий, кто-то был у Белого Дома, а кто-то по другую
сторону баррикад. Так у Белого Дома встретились Петр Малышев и Александр
Загребов.
Я глубоко убежден, что Россия - место святое, и поэтому все вооруженные
склоки следует вести вне ее границ. Ибо если тут начнут стрелять,
остановиться будет сложно. И впечатление от боснийских событий лишь укрепило
это мое убеждение. Так что, если совсем невтерпеж - езжайте куда-нибудь
подальше, и там деритесь сколь душа пожелает.
Я не очень хорошо отдавал себе отчет в событиях, последовавших за
указом номер 1400, я не до конца понимал их суть, но подсознательно был на
стороне Ельцина, предпочитая его Руцкому и Хасбулатову. Примечательно, но в
течение сентября-октября того года в Москве прекратились бандитские разборки
и заказные убийства - видимо, все почтительно замерли, наблюдая драку
авторитетов более крупного ранга. Пропустив мимо ушей то, что волна
беспорядков в субботу, 2-го октября нарастает, я был поражен воскресными
событиями, штурмом мэрии и Останкино. Под музыку Высоцкого по радио звучали
призывы идти оборонять Моссовет... Я обратился к своему другу и соседу:
"Пошли защищать Моссовет!" - "Нет, пошли лучше защищать Белый Дом." Я
немного оторопел - уж не сошли ли мы с ума, чтобы начать стрелять в друг
друга...Тогда решили съездить на рекогносцировку и посмотреть, что где
творится. У Белого Дома горели костры, ходили люди, экипированные
отобранными у ОМОНовцев щитами и шлемами. На подходе к нему в тени деревьев
и заборов расположились какие-то крепыши. Возле Белого Дома шел набор в
дружины и отправка их на штурм Останкино. Какие-то кандидаты в пушечное
мясо, вооруженные прутьями из арматуры, стояли возле машин. Рядом, на
обшарпанной мостовой Красной Пресни, у столиков кафе как ни в чем ни бывало
сидели люди, пили пиво и смотрели переносной телевизор. Под боком
разворачивались события, которые быть может перевернут мир, а люди проявляли
достойное спокойствие. Меня удивило малочисленность автомобилей и полное
отсутствие милиции в центре города. Последняя проявляла осторожность. Воздух
был на редкость чист. На вечернем небе - и это в центре-то Москвы! - были
видны звезды. За последующие сутки около двухсот звезд было погашено - и с
тех пор я такого звездного неба в столице не видел. Возле Моссовета шел
митинг, но в дружины набирали военнослужащих. Создалось и крепло
впечатление, что армия разбежалась. Теперь ее призывают под знамена двух
соперничающих лагерей. Возле Кремля, в Историческом проезде какие-то
энтузиасты строили баррикаду. Зачем, от кого? Вернулись к Белому Дому -
очередная колонна машин в Останкино уже уехала. Мы отбыли домой. Потом были
короткий штурм и комендантский час протяженностью во всю золотую осень,
милиция проявляла храбрость во время обысков, видимо, отыгрываясь за
"осторожность", проявленную третьего октября.
Русские же спецназовцы, закованные в кевлар и титан, воруженные
автоматами с подствольниками, в понедельник 4-го взяли Белый Дом штурмом.
Прибывшие по правительственной трассе Кутузовского Проспекта танки прямой
наводкой расстреливали здание. Как бы могли пригодится эти силы в тот момент
в Боснии, брось их на сербскую чашу весов. Тогда наши братья стояли у самой
победы, и еще один рывок и... Но Россия предпочла пустить кровь самой себе.
Мне комендантский час чуть не аукнулся - я пришел в общежитие (из
соседнего) на полчаса позже, и комендант не хотел меня пускать. Но
четвертого, в понедельник люди шли и смотрели, как штурмуют Белый Дом.
Смотрели, как смотрят очередной триллер. У москвичей, да и соотечественников
вообще, жизнь очень сильно притупила инстинкт самосохранения. Этот феномен
не изучен. И сейчас, если в городе случается перестрелка, люди бывалые
падают ниц, а прочие высовывают головы, сгорая от любопытства: "Где это
стреляют?"
Но, наверное, именно тогда, в октябре во мне что-то сильно изменилось.
Я испытал шок, психологический, но он куда страшнее, чем болевой.
Очень сложный и запутанный вопрос - о понимания патриотизма,
национализма и демократии. Если объяснять кратко, национализм - это
ревность, а патриотизм - любовь. Я видел, что патриотические движения
загоняются в русло экстремизма, что кому-то хочется скомпрометировать и
свести на нет движение национального возрождения. А провокаций и поводов к
национальному экстремизму было предостаточно. Достаточно лишь вспомнить, как
в конце 1991 праздновали хануку в Кремле. Какой иезуит додумался до такого
оскорбления чувств верующих, ведь Кремль - прежде всего православный
монастырь?
Я считал себя в тот момент демократом, вкладывая в это слово несколько
иной смысл, чем его на деле понимали власть имущие. Полагал, что демократия
- это следование духу и букве справедливости, совести и закона, одинаковый
подход ко всем сторонам в любом конфликте. Именно потому место любого
порядочного человека в балканском конфликте было на стороне сербов.
Продажности тут не было места. Я видел - и только слепой не мог увидеть
этого - "политическую шизофрению". Я видел различный подход, различные мерки
для одних и тех же событий. Пожоже, сегодня именно США стали бесспорной
"Империей Зла" на нашей планете, диктуя свою волю вся и всем. В университете
я достаточно наобщался с американскими студентами. Поражала их
органиченность и зашоренность, переходящие в тупость. Здесь мы, русские,
были в явно преимущественном положении. Даже после того как рухнула наша
система и наша вера. Более того, нас очень трудно стало теперь чем-то
удивить, и мы знаем, как бывает несправедлива диктатура только одной
системы, как частные закономерности пытаются перенести на общие и что из
этого получается.
Ищите тоталитаризм не в России - ищите его в США, в стране массовой
культуры, где каждому отведена роль его винтика в общей машине... Чтобы в
ложь поверили, она должна быть чудовищной - и я отдаю дань уважения системе
средств массовой информации, сумевших перевернуть основы бытия в голове
человека. Вдалбливаемая реклама и идеология - "США превыше всего" - сделали
мировоззрение американского обывателя простым и логичным. Политические
интересы США отождествляются с демократией. Это - святое, а кто против -
фашист, коммунист, людоед или прочая мерзость.
В эфире и ООН эти интересы прикрываются фиговым листочком прав
человека. За кулисами - финансовыми связями, опутавшими правительства,
средства массовой информации и т.д. В воздухе - самолетами и крылатыми
ракетами.
Сейчас кончается Двадцатое столетие, более того - Второе тысячелетие
(от Рождества Христова). Каков же итог его? Несколько лет назад мы бы
сказали - торжество идей социализма, победоносное шествие социалистической
системы. В 1989 году Френсис Фукуяма написал свой "Конец истории",
возвестивший окончательную победу либерализма. Книга устарела, едва успев
выйти в свет. Фукуяму даже американские либеральные профессора называли
дураком. Так кто же герой (или антигерой) ХХ века? Утверждаю, "герой" -
персонифицированно - Гитлер. Точнее, он стал самым ярким образом
воинственного национализма, отравившего нашу планету...
Смысл же двух горячих мировых войн - и третьей холодной - это
унификация и объединение мировой финансовой системы через последовательное
истощение и уничтожение конкурентов методом их стравливания в кровавых
конфликтах. Вечный, бессмертный Divide et imperа! Что ж, "прогресс"
восторжествовал - мировая экономика управляется с Уолл-стрита, там решаются
судьбы мира. Все это две разные ипостаси современной истории, если угодно -
в этом ее диалектика.
"Международное право" сейчас - воля Запада. Ради прибылей американских
банкиров, ради индекса Доу-Джонса, хорваты и сербы, русские и мусульмане
должны резать и уничтожать друг друга, превращая в руины свои страны, дичая
и деградируя.
Что разумно, то действительно. Что действительно, то разумно. Процесс,
наверное, объективен, но я - человек, сохранивший совесть, я не продажен, я
не приемлю такого Мира.
|